Доброе утро, уважаемые слушатели!
(представляемся)
Тема нашего сегодняшнего выступления – ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, либо участие в несанкционированных мероприятиях.
(вопрос аудитории – что вы понимаете под понятиями «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие» или «пикетирование»?)
Перво-наперво, все указанные мероприятия являются публичными мероприятиями, что закреплено соответствующим федеральным законом (для сведения Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
Действующим законодательством определены следующие виды публичных мероприятий:
- собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
- митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
- демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 61-ФЗ)
- шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
- пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;
(вопрос аудитории – что вы понимаете под несанкционированностью проведения указанных мероприятий? Какие, на ваш взгляд, предъявляются требования к публичным мероприятиям?)
Чтобы проводимое мероприятия было санкционированным, необходимо соблюсти предусмотренные действующим законом требования и порядок организации и проведения публичного мероприятия, а именно:
1. Уведомление (уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. В уведомлении указываются цель, форма, место, дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников и иные сведения. По каждому из видов публичных мероприятий могут быть особенности.
2. Место (Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами). Есть отдельно указанные территории, на которых публичные мероприятия запрещены (территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам, путепроводы, ЖД пути и иные)
3. Время (Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания)
При этом также имеются требования как непосредственно к организаторам публичного мероприятия (дееспособность, определенный возраст 16 либо 18 лет и иные) так и к участникам мероприятия.
При нарушении указанных правил в части места, времени или сроков подачи уведомления орган власти субъекта РФ либо орган власти местного самоуправления вправе отказать в проведении общественного мероприятия или перенести его.
Отдельно законом закреплены прав и обязанности непосредственно во время проведения общественных мероприятий, в частности запрещено:
- скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
- иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие вещества;
- находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
(вопрос аудитории – Итак, как Вы считаете, с какой целью установлены все данные требования? Что может быть с лицом, действующим в нарушение указанных требований?)
Действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение установленных требований, причем как административная и уголовная, так и гражданско-правовая.
Так, ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Указанная статья состоит из 10 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за то или иное нарушение.
(вопрос аудитории – Как думаете, за какие именно нарушения порядка предусмотрена административная ответственность?)
Так, ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ, Действия (бездействие), повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения) влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, за нарушение порядка проведения общественных мероприятий предусмотрена административная ответственность.
(вопрос аудитории – Если любое нарушение порядка проведения общественного мероприятия предусматривает административную ответственность?)
Статьей 212.1 УК РФ предусмотрено, что нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно является уголовно-наказуемым и наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Отдельно УК РФ отмечает, что нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.